Серафим Саровский

Серафим Саровский

 

О преподобном Серафиме Саровском

Рождение

Серафим Саровский родился в 1759-м в Курске. До пострига его звали Прохором Мошниным. Он произошел из набожной купеческой семьи. С детства Прохор был отмечен милостью Божьей. Он тяжело болел, падал с колокольни, но оставался невредимым, быстро выздоравливал

Житие Серафима

Отец Прохора, Исидор Мошнин, был строительным подрядчиком. Но он рано ушел из жизни, в 43 года. Все заботы по строительству взвалила на себя мать Прохора, Агафия, до этого занимающаяся только домом, хозяйством, детьми. От отца юноше достался живой ум, деловая хватка, знание купеческого дела, от матери — душевная теплота и непоколебимая вера в Бога. Мальчик грезил о монашеской жизни.

Богослужение

Когда Прохор достиг 17-летнего возраста, он решительно и бесповоротно вознамерился стать монахом. Мать благословила его. Медный крест от матери он хранил потом всю свою жизнь. В 1776-м он отправился в религиозное путешествие в Киево-Печерскую Лавру. Там его благословила монахиня Досифея. Она указала ему на место, где он должен был поселиться, молиться и работать. Там ему нужно было стать послушником, а потом постричься в монахи. Это место было Саровской пустынью в Тамбовской губернии. В 1778-м Прохор стал послушником в этом монастыре, в котором строго следили за порядком и выполнением устава.

Рукоположение в священнический сан

В 1786-м Прохор постригся в монахи и назвался Серафимом. Прошло 8 лет с того времени, когда он пришел в обитель. После пострига Серафим был посвящен в иеродиаконы. Его имя означало «пламенный». Постриг Серафиму совершал отец Пахомий — настоятель монастыря.

Богослужение Серафима

В храме молодой Серафим выполнял службу, а затем делал другую тяжелую работу: занимался столярничеством, рубил дрова. Он постоянно работал и молился. Так Серафим получал силы от Господа, укреплял свою веру. Отцы-наставники видели высокую духовность молодого монаха. Однажды Серафим во время божественной службы увидел Господа Иисуса Христа в окружении Небесных Ангелов. После этого монах стал работать и молиться в 3 раза чаще. В 1793-м он был рукоположен в иеромонахи. Ему не было еще сорока лет.

Пустынножительство и безмолвие

Серафим любил уединение. После посвящения в иеромонахи, в 1794-м, он взял на себя аскетический подвиг пустынножительства. Серафим поселился в келье в лесу, в 5 км от монастыря, на реке Саровка. Он носил одну и ту же одежду круглый год, добывал сам еду, долго молился и мало спал. Рядом с кельей он устроил себе огород и пчельник. Испытывая дьявольские искушения, монах усложнил свой подвиг: тысячу дней он молился на большом камне с воздетыми к небу руками. Не сломив его, дьявол навел на него разбойников. Те нанесли ему топором смертельные раны. Но Серафим был исцелен Божией Матерью, а нападавших простил.

Пустынножительство Серафима

В 1806-м Серафим взял на себя подвиг безмолвия, длящийся 3 года. Если кто-то попадался ему в лесу, то старец падал на колени и опускал голову к земле, чтобы не общаться. Он ждал до тех пор, пока человек не уйдет. Раз в неделю к нему приходил послушник из монастыря, приносил сухари и квашеную капусту. Но и тогда монах не разговаривал, а то и совсем не показывался. За это время преподобный обрел дар прозорливости, чудотворства и всеобъемлющей любви к ближним. Потом он стал принимать всех, кто приходил к нему за помощью и советом. Свои наставления Серафим подкреплял пророчествами, чудесами.

Старость

Из затворнической жизни старец Серафим вышел уже после 1825 года. До этого он 15 лет принимал страждущих в своей келье в лесу. Старчество и прозорливость явились плодами непрерывных молитв и благословением Божией Матери. Тех, кто приходил, праведный старец усаживал на деревянный чурбачок. Сам усаживался на землю или порог. Он внимательно выслушивал гостя, делал наставления, потом давал выпить ложку вина или помазывал маслом от лампадки. Такое было целительство. Но если человек приходил больным, то уходил от старца здоровым, в хорошем настроении. Праведный Серафим говорил о важности молитв Богу, потому что Господь и Спаситель, и Целитель.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Отец Серафим заботился о Дивеевской обители и ее насельниках. Это входило в его обязанность. Еще в 1789-м, при жизни матушки Александры — первоначальницы женской общины, ему было заповедано следить за нуждами сестер-монахинь. Серафим Саровский всю свою жизнь помогал девичьей общине, наставлял их, отправлял деньги, свечи, воск и мед, предоставлял им все, что требовалось. Он сильно молился за сестер, давал им ценные советы.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Отец Серафим был снисходителен. Он никогда не укорял монахинь за смех и веселость. Праведник всегда строго постился, однако сестрам советовал кушать не стесняясь, сколько захочется. Разрешал им брать кусочки хлеба с собой. За заботу о Дивеевских обитателях Саровское братство невзлюбило старца. На него постоянно писали доносы, проводили расследования.

Молитвы Серафиму Саровскому

К преподобному Серафиму Саровскому обращаются тогда, когда просят помощи в трудных жизненных ситуациях. Святой помогает разрешить вопросы различного характера. Он не дает упасть в безразличное, равнодушное состояние. Ведь уныние — страшных грех.


После молитвенных прошений и исповеди у мощей святого старца проходят всякие болезни. К нему приезжают в Дивеево не только паломники, обычные люди, но и бизнесмены, нуждающиеся в ценном совете.

Иконография

Есть разные портреты Серафима Саровского, написанные еще во время его жизни. Портреты рисовали почитатели. Рисунки уже использовались как иконы, задолго до канонизации праведного старца. Самый известный прижизненный портрет Серафима сделан Иосифом Серебряковым. Художник писал с натуры примерно в 1828-м, за 5 лет до смерти старца. После 1903-го портрет переписывали как иконы.

Икона Серафима Саровского

Преподобный изображается на иконах стоя, во весь рост. Его рисуют с голубыми глазами, бледным лицом, длинными, но редкими седыми волосами. Черты его лица передаются точно. Художники дивеевской обители создали икону «Знамение», где святой старец молится на коленях. Там у него лучистый взгляд.